Возврат предоплаты за машину в автосалоне

Как вернуть предоплату за автомобиль в автосалоне

При покупке машины в автосалоне, вы наверняка столкнетесь с необходимостью внесения предоплаты. Обратите внимание на то, чтобы это условие оговаривалось в договоре как можно более четко и конкретно — размер, срок, окончательная выплата, условия возврата.

Важно: если в договоре имеется условие, в соответствии с которым дилер имеет право увеличить стоимость машины в одностороннем порядке, оно незаконно!

Одно из существенных условий любого договора — это установление срока, в течение которого вы сможете забрать свою машину. Если продавец данное условие не выполнил и срок передачи прошел, то вы со своей стороны можете потребовать:

  • Передать вам машину, за которую вы уже внесли предоплату
  • Полностью вернуть внесенные вами деньги

Кроме этого, у вас есть право получить проценты за пользование вашими деньгами сверх того срока, который не соблюдает продавец.

Однако, покупателю нужно отчетливо понимать разницу между такими видами предоплаты, как задаток и аванс. Это разные правовые категории, которые отличаются последствиями и правовой нагрузкой.

Задаток — это всегда мера обеспечения сделки. Это деньги, которые передаются в счет дальнейших выплат и подтверждение того, что сделка действительно совершена. Основная цель задатка — не дать возможности не выполнить условия сделки.

Если по какой-то причине договор не исполняется, то при возврате задатка принципиальную роль играет, чья это вина. Если виноват покупатель — ему не возвращается задаток, который он уже заплатил. А если виноват продавец, который эти деньги уже получил, ему придется отдать в два раза больше — именно такое требование содержит ст. 381 ГК РФ.

Таким образом, задаток – это обеспечительная мера по сделке, а аванс – денежная сумма в счет платежей по договору.

Иногда предоплату ошибочно называют залогом. Тут все просто, поскольку залог — это всегда имущество. Закон даже содержит формулировку «предмет залога». В залоге может быть сам автомобиль, но никак не деньги за него.

Как вернуть аванс за машину в автосалоне

Итак, вы не получили в автосалоне машину вовремя. Как вернуть предоплату за автомобиль, если ждать его вы больше не хотите?

Возврат предоплаты за автомобиль в автосалоне предполагает обязательное требование, которое нужно заявить. Нужно написать претензию о своем желании получить предоплату обратно. При этом сошлитесь на ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей, предоставляющую вам как покупателю такое право.

Кроме того, укажите, что при невозврате денег вы будете вынуждены пойти в суд с более развернутыми требованиями:

  • Вернуть непосредственно те деньги, которые вы выплатили в качестве предоплаты
  • Проценты за пользование вашими деньгами в порядке ст. 385 ГК РФ
  • Компенсировать моральный вред
  • Все убытки, которые вам причинены (вплоть до стоимости почтовых расходов на отправление претензии)
  • Представительские расходы (государственная пошлина по делам такого рода не оплачивается, а вот оплату услуг юриста можно возложить на ответчика)
  • Штраф, установленный законом — 50% от присужденной вам суммы
Претензия, как любое официальное письмо, составляется в двух экземплярах, чтобы у вас на руках обязательно остался бланк с отметкой о принятии. Если вы направляете свое требование почтой, сделайте опись.

Если автосалон не возвращает деньги или оставил претензию без ответа — нужно идти в суд.

Как вернуть задаток за автомобиль

Как правило, в договоре купли-продажи указано, что предоплата засчитывается в стоимость машины. Соответственно, это авансовый платеж, и возвращать предоплату вам будут именно как аванс. Эти деньги не могут считаться задатком, даже если название звучит в сделке именно так. Правовая природа зависит не от названия обязательства, а от его существа, и указание в договоре на «задаток» свидетельствует исключительно о низкой правовой культуре лица, его составляющего.

Обратите внимание, что Закон о защите прав потребителей говорит о том, что претензии можно предъявить именно за просрочку передачи машины. Однако судебная практика расширила права потребителя. Верховный суд РФ разъяснил, что к понятию машины как товара относятся и документы на нее.

Таким образом, если машину вам отдали, а оригинал паспорта транспортного средства — нет, у вас имеются те же права, что и описанные выше. По этому пути идет правоприменительная практика.

Согласно п.3 ст. 23.1. за просрочку передачи автомобиля, либо документов на него, вы в праве требовать:

  • Неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день сверх срока
    • Период, за который выплачиваются пени, начинается со дня, установленного договором (если машину должны были отдать, например, 30 апреля, но не отдали, просрочка начинается именно с этого дня)
    • Заканчивается этот период тем днем, когда вам фактически вернули предоплату

Поднимая вопрос о выплате неустойки имейте ввиду, что она не может превышать саму предоплату.

При этом вы можете потребовать вернуть вам предоплату, не уведомляя о расторжении договора — это не связанные друг с другом понятия.

Практика свидетельствует, что любая предоплата — это аванс, если нет соглашения о задатке. Поскольку аванс, как мы уже говорили, обеспечением сделки не является, это позволяет продавцам устанавливать 100% предоплату за товары, не боясь каких-то негативных последствий.

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждый случай индивидуален. Чтобы получить правовую оценку именно по Вашей текущей ситуации звоните по телефону: +7 (812) 920-88-72.
Есть вопросы? Задайте их нам!
Позвоните по телефону +7 (812) 920-88-72 или оставьте заявку
Консультации в офисе проводятся по адресу: Санкт-Петербург, наб. Черной речки, д. 41В, к. 11 БЦ «Прогресс Сити», вход с улицы Графова (есть парковка у входа)
Заказ обратного звонка
Оставьте свой телефон и мы свяжемся с Вами в течение 15 минут
Заказ обратного звонка
Оставьте свой телефон и мы свяжемся с Вами в течение 15 минут
Расчет стоимости услуг
Оставьте свой телефон и мы свяжемся с Вами в течение 15 минут